История ещё одного digital-агентства от начала до закрытия

История ещё одного digital-агентства от начала до закрытия

bestarticle2

Не устали от всех этих успешных историй? Тогда вот вам история больше поучительная, чем успешная. 

Была зима  2012 года,  мне уже 17 лет и я готов делать стартапы. В то время как раз начал крутиться возле околовкшной тусовочки, может не совсем близко, но многих знаю. В интернете активно все обсуждают Digital и SMM. Молодёжь пытается понять как сделать деньги в социальных сетях, а более взрослые люди не понимают откуда там взяться деньгам и кто будет вообще платить за подписчиков.

Тем временем, я сижу дома без дела. Мне нравятся социальные сети, а работать в социальных сетях для меня тогда казалось невероятным. Друг Егор Кузнецов тоже стремится создать стартап, он со своим новостным сайтом отправился на местную программу поддержки молодых бизнесменов  «Ты-Предприниматель». Мне особо делать было нечего, поэтому я тоже записался, успешно представил себя и прошёл дальше. Семинары послушал, кофе-брейки посещал.

Пришёл туда с и идеей сделать SMM-агентство фактически из одного человека. Без клиентов и опыта работы. Да и не агентство вовсе. Мне казалось, что у нас в Кемерово есть ниша с работой в социальных сетях. Не было чисто SMM-агентств в Кемерово, хотя в общероссийском масштабе такое было. Более популярный термин digital-агентство у нас тоже практически отсутствовало. Единственное, что у нас было, так это веб-студии. Те самые, которые создают сайт и уже дополнительно за отдельную плату предлагают SMM-услуги. Причём не самого лучшего качества, максимум, это просто таргет. Мне же казалось, что я понимаю как должно выглядеть SMM. Я ведь читаю эти сайты про SMM, вижу кейсы, мои друзья владеют большими пабликами ВКонтакте, да и у меня есть парочку.

Эти сайты

Плюс к этому стартапу хотелось одновременно сделать сайт вроде Cossa и ЦП. Влажные мечты. Название пришло просто. Хотелось отобразить, что мы работаем с соц. сетями и медиа, и находимся в Кемерово. Так и появилось SocMedia42.ru. Скреативил даже логотип. Волков в очках.

Так выглядела моя презентация на «Ты-Предприниматель»:

Первый клиент был кинотеатр «Дом Кино Москва». Сначала я работал один. Тут уже осознал, что местный уровень SMM отличается от общероссийского. Кому-то в Москве платили большие суммы, а мне давали за ведение и продвижение группы ВКонтакте билеты в кинотеатр. Но и это уже было что-то, сперва для развития портфолио можно и бесплатно или за символическую цену поработать.

На проекте «Ты-Предприниматель» мы познакомились с Дмитрием. Он пошёл с нами в Traveler’s Coffee и мы решили делать SMM-агентство вместе. Я, Дима и Егор начали играть в директоров. Я был генеральным директором, а ещё у нас был коммерческий директор и ещё какой-то директор. Но никакого ООО ещё даже не было. Это потом уже мы распределили роли: лицо компании, управляющий проектами и аналитик.

Для получение гранта надо было зарегистрировать всё-таки юридическое лицо, но я повторюсь, что мне не было 18 лет даже, поэтому этот процесс казался мне слишком сложным. Это было реально, но я не хотел просить родителей помогать с оформлением документов, ещё и деньги тратить 10 000 рублей. А вдруг не окупится. Уже тогда я начал скептически относиться ко всему этому. Но ребята настаивали. Мы планировали как поделим доли, я был бы не против, если всем троим поровну. Ну или мне на 1 процент побольше, как директору. Подумывали открыть ООО после того, как мне исполнится 18 лет. Хотя мне и не хотелось. Как мне казалось, зарегистрировать мы должны были тогда, когда найдём клиента, который потребует от нас юридическое лицо.

В целом, наша проблема была в том, что мы слишком сконцентрированы на себе. Делали сайты и логотипы себе, думали о своих других идеях, но не думали и не искали клиентов. Признаюсь, я никакой директор. Не помню особо, чтобы я знал что именно делать и отдавал приказы. Бывало, мы распределяли работу, но у каждого были и свои дела. У меня была учёба и личная жизнь, у Егора ещё многих других проектов, только Дима пытался больше всех сделать что-то, анализировал и считал. И это ещё одна проблема, нельзя создавать агентство и не заниматься им полностью, надо уделять всё время на него, особенно в самом начале его развития.

Мы много ходили на переговоры, но мало какие из них принесли хоть какие-то плоды. Мы больше потратились на походы в кафешки и рестораны потом, чтобы обсудить что-нибудь по бизнесу, хотя и ничего полезного из этого не вышло. Мы посещали конференции и другие различные бизнес-мероприятия, но и они сами по себе никакой ценности не представляют, все только и пытаются продать свои курсы бизнес-тренеров.

HDETx72XCN8

Со временем нашего агентство сделало редизайн, из socmedia42.ru мы мутировали в repostmedia, потому что нам не надо было уже ассоциироваться с Кемерово. Была одна финская компания с пабликом по тематики туризм, мы набрали в их паблик 1000 человек целевой аудитории. Работы было на месяц, но мы получили раз в 30 меньше, чем по факту стоила бы такая работа. Это была наша следующая проблема — наши низкие цены. Цены — это палка на двух концах. С одной стороны, мы работаем по низким ценам, набираем портфолио. Но с другой стороны, мы понимаем, что такая работа стоит гораздо больше, но нам никто столько не заплатит за SMM. Ещё одним нашим клиентом была студия «Квадрата», сейчас это «Мэйк». Мы пригласили им очень узкую аудиторию людей почти даром. Посчитав затраты нашего собственного времени и полученные деньги нам даже стало стыдно.

Со временем мы понимали, что бизнеса у нас не выходит. С «Сибирскими блинами» договориться не получилось, с местным сайтов купонов тоже не вышло. Последний наш совместный проект был с группой «Еда-всегда», но он уже в основном проходил без меня. У меня были свои дела, ЕГЭ сдавать скоро и поступать в ВУЗ. Ребята понимали, что ООО я открывать не собираюсь и вообще постепенно всё меньше времени уделяю всему этому. Потом в какой-то момент мы просто собрались в том самом кафе, где всё начиналось, там всё и закончилось. Совместному агентство с друзьями не суждено было сбыться. Повезло, что у нас не было ООО и поэтому никаких юридических трудностей.

Потом они уже сделали бизнес по-другому. Егор Кузнецов стал директором, зарегистрировал «Айтего», а Дима стал официально работником. Они даже подали в следующем году заявку на «Ты — предприниматель» и выиграли грант, но это уже их история.

IMG_1092

Я для себя вынес несколько правил:

1) Если заниматься бизнесом, то надо посвящать ему полноценно всё время. Нельзя быть директором агентства, подрабатывать на стороне и учиться одновременно. Не забывая ещё и о своей любимой.

2) В книге «Личный рост» советуют не делать бизнес с друзьями и родственниками. Им сложно отдавать приказы и они чувствуют меньшую ответственность за работу.

3) В Кемерово очень тяжело заработать на digital-агентстве нормальные деньги, которых бы хватило сразу на троих. Когда начинаешь подсчитываешь, осознаешь, что можно сделать всё эту работу одному и получить неплохие деньги, но когда делишь полученные деньги на троих, то из-за полученной суммы денег мотивация продолжать работу пропадает.

4) Не стоит создавать агентство, если не было опыта работы в настоящих агентствах. Можно только пытаться поиграть в агентство, но это всё очень далеко от тех московских digital-компаний, которые были нашими кумирами.

ysEIDSCSdOs

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Если Вы не бот решите задачку? *