Гравитация: «ненавижу космос»

На фильм «Гравитация» я шел, заранее зная, что он мне понравится и получится положительная рецензия. И не удивительно, ведь фильм показывали на открытии фестиваля, один трейлер вызывал космические мурашки. Смотрел и анализировал фильм я в обычном 3D в кинотеатре «Космос», так как IMAX-кинотеатров у нас в городе нет. Но вряд ли разница в формате 3D повлияет на мое окончательное мнение о фильме.  Сидел я как можно ближе к экрану на 3 ряду, что и вам советую для полного погружения в этот бесконечный мир звезд.

Теоретик без спойлеров

Еще до просмотра было предположение, что фильм будет похож на «Космическую одиссею» долгими красивыми сценами под классическую музыку, где надо будет наслаждаться пейзажем. И фильм «127 часов», когда главному герою надо в одиночку выживать.

Похвалить за прекрасную операторскую работу можно Эммануэля Любецки. Одной из последней его работ было «Древо жизни», в нем он доказал, что лица крупным планом и красивые пейзажи с бликами он снимать умел. В фильме «Гравитации» он превзошел сам себя. Именно из-за съемки мне в большинстве своем понравился этот фильм, такая переданная атмосфера одновременно страшной пустоты и восхитительной красоты космоса.

Многие упоминают про самую первую сцену, сделанную без склейки в фирменном стиле режиссера. Для меня весь фильм был таким же цельным и практически без склейки. Операторская камера беззаботно плавает в космическом пространстве, крутится, как будто это настоящая камера в настоящем космосе. Такой эффект добавляется реалистичности происходящему, хотя у некоторых может и вправду закружится голова.

Я не фанат 3D, но в этом фильме оно мне по-настоящему понравилось, не деталями летящими в тебя, когда мне приходилось довольно долго поморгать, а объемом происходящего и чувства присутствия. Иногда казалось, что вот мы тут с ними, и эта большая рука в перчатке чуть ли не дотянулась до нас. Каждая сцена снята правильно и так, как хотелось бы ее увидеть. Я прочитал, что в открытом космосе снимали одни лица практически, а все остальное нарисовано, сами понимаете почему. Так вот компьютерной графики замечено не было, просто смотришь и веришь происходящему. Даже переживаешь, особенное в некоторых сценах, показанных от первого лица.

Второй причиной, по которой мне сильно понравился этот фильм был звук.  А иногда и его полное отсутствие. Смотреть на картинку в полной тишине — это завораживает. К сожалению, во многих кинотеатрах тишина является большим минусом, так как слышно каждый кашель, чипсы и некоторые разговоры.

В самом фильм даже был диалог на эту тему:

— «Что здесь тебе нравится больше всего?»

— «Тишина. Я бы могла жить здесь.»

И я очень понимаю это чувства, так как сам люблю тишину. Редкое в наше время явление. Но тишина, когда слышно каждого болтуна и обжору в кинотеатре была не так часто. Обычно на фоне играла музыка в лаконичном космическом стиле, о такой говорят, если не предаешь ей значения, значит саундтрек удался. Интуитивно понятно по музыке, когда момент наслаждения пейзажем, опасный момент и так далее. Классической музыки не было. Нам приходилось много слышать дыхание и биение сердца. Говорилось, что Сандра Буллок специально долго тренировала дыхание для съемок.

Gravity

Поговорим немного о том, как нам передали сюжет фильма. В фильме нет флешбеков или переключения на других персонажей, что очень хорошо для последовательного повествования, все 90 минут мы наблюдаем за доктором Райан Стоун (Сандра Буллок), которая впервые отправилась в  открытый космос и которой предстояло выжить в нем. Вторым героем является ветеран космоса Мэтт Ковальски (Джордж Клуни). Вместе они связаны тросом и им только и остается, что рассказывать другу-другу истории и наслаждаться рассветом солнца. Это немного странное чувство, когда идешь в кино и не совсем понимаешь, а что именно нам покажут.

А показали нам таких беспомощных космонавтов, в больших неудобных костюмов, болтающихся в космосе и пытающихся добраться до МКС. Но одно неловкое движение и можно навсегда улететь на край света, навсегда.

Не обошлось и без слабых моментов в сюжете и очевидных клеше. Совсем классическое про тросы, когда кто-то просит другого человека отпустить его, хотя вряд ли такой фильм мог без этого обойтись. Когда все бесконечно рушится и взрывается. Вечные невезения у главного героя. Или когда в самом начале фильма погибает второстепенный персонаж в  открытом космосе, делают акцент на фотографии его семьи, мы конечно должны понять всю утрату и печаль, но проникаться человеком, которого мы видели пару минут не получается. И самое больше клише это сам Клуни, он играет самого себя.

В целом, это кино о борьбе за жизнь, как важно не сдаваться и идти до конца.  Надо только попытаться и найти свой стимул дальше жить. Совместная работа операторов и композиторов сделала атмосферное кино, учитывая то, что в космосе нет атмосферы. Слабоватый сценарий, написанный режиссером Альфонсо Куарон и его сыном, но завораживающая картинка щедро оценена мной в 9 из 10.

Гравитация обзор фильма

После этого фильма я точно решил, что не буду космонавтом.